| |||
Утверждено на заседании аттестационной комиссии протокол № 3 от 29.03.2012
Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Липецкой области для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей)
I. Общие положения
1.1. Под экспертизой в настоящем Положении понимается процедура изучения и оценки уровня квалификации и результативности профессиональной деятельности педагогических работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации. 1.2. Настоящее Положение разработано в целях: § обеспечения единого государственного подхода к регулированию аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; § определения соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым при присвоении первой или высшей квалификационных категорий; § реализации основных принципов аттестации. 1.3. Настоящее Положение определяет и регламентирует формы и процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Липецкой области. 1.4. Настоящее Положение разработано на основе § Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1«Об образовании»; § приказа Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; § административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2011 №1757); § областного отраслевого соглашения между управлением образования и науки Липецкой области и обкомом профсоюза работников образования и науки РФ на 2012 – 2015 гг. 1.5. Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий – процедура, включающая несколько последовательных этапов: 1.5.1. предварительный этап: § аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника по рекомендуемой форме согласно приложению №1 к административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2011 №1757); § заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи; 1.5.2. проведение экспертной оценки педагогической деятельности по определению уровня квалификации, в том числе проведение самооценки, оценки педагогической деятельности; 1.5.2. принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационной категории.
II. Формы экспертной оценки
2.1. Экспертная оценка всех категорий педагогических работников при аттестации на первую категорию проходит в следующих формах: § комплексное автоматизированное тестирование (оценка уровня профессиональной компетентности); § оценка результативности профессиональной деятельности (по аналитическому отчету о результатах педагогической деятельности). 2.2. Экспертная оценка всех категорий педагогических работников при аттестации на высшую категорию проходит в следующих формах: § автоматизированное тестирование по материалам ЕГЭ (для учителей русского языка и литературы, математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, истории, обществознания, английского языка, немецкого языка, французского языка) или предметное тестирование для всех остальных педагогических специальностей; § комплексное автоматизированное тестирование (оценка уровня профессиональной компетентности); § оценка результативности профессиональной деятельности (по аналитическому отчету о результатах педагогической деятельности).
2.3. Комплексное автоматизированное тестирование позволяет оценить уровень профессиональной компетентности педагога. Оно проводится по региональной модификации автоматизированных технологий объективного и комплексного оценивания профессиональной деятельности педагогических работников, разработанных научным коллективом сотрудников системы Минобрнауки России и Российской академии образования и прошедших экспертизу в Главном государственном экспертном центре оценки образования и Федеральном институте развития образования. Система предусматривает два модуля для оценки деятельности аттестуемого и один модуль для обработки собранной информации и формирования заключения. Модуль тестирования педагогических работников содержит тестовые задания различной направленности. Все задания делятся на три раздела: § тестирование профессиональных знаний и умений содержит вопросы, касающиеся знаний и умений в областях возрастной физиологии, психологии, законодательства; § тестирование умений, способностей и качеств содержит набор тестов, направленных как на личную оценку своей профессиональной деятельности тестируемым, так и на умение использовать различные навыки и знания, например, уровень владения ИКТ. Также присутствуют тесты, направленные на составление психологического портрета аттестуемого. Кроме того, в данном разделе содержатся три задания, направленных на умение разрешать различные педагогические проблемы, которые могут возникать в процессе профессиональной деятельности аттестуемого; § оценка результативности деятельности. Задания данного раздела полностью направлены на оценку аттестуемым результатов своей деятельности. 2.4. Автоматизированное тестирование по материалам ЕГЭ (для учителей русского языка и литературы, математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, истории, обществознания, английского языка, немецкого языка, французского языка) позволяет оценить компетентность учителя в предмете преподавания, отражает уровень владения учебным материалом по предмету. Тестирование по материалам ЕГЭ также позволяет дать оценку информационной компетентности педагога, качеству его работы с ведущими информационными ресурсами, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ведение школьной документации на электронных носителях. Тестирование проводится с использованием учебно-тренировочных материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ, изданных Федеральным институтом педагогических измерений за последние четыре года. 2.5. Предметное тестирование позволяет оценить компетентность педагогического работника в предмете (виде) деятельности. Оно отражает уровень владения учебным материалом в соответствии с ФГОС (Федеральными государственными требованиями), знание требований к условиям осуществления образовательного процесса. Предметное тестирование проводится как в автоматизированном режиме, так и на бумажных носителях. 2.6. Оценка результативности профессиональной деятельности осуществляется в ходе изучения аналитического отчета о результатах профессиональной деятельности, предоставленного по прилагаемой форме (приложения №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Экспертиза результатов педагогической деятельности позволяет оценить уровень сформированности базовых педагогических компетентностей в области: § личностных качеств; § постановки целей и задач педагогической деятельности; § мотивации учебной деятельности; § обеспечения информационной основы деятельности; § разработки программ деятельности и принятия педагогических решений; § организации учебной деятельности. Аналитический отчет проходит процедуру согласования в профессиональном объединении образовательного учреждения (предметное методическое объединение, предметно-цикловая комиссия, кафедра и т.п.) и коллегиальном органе управления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, управляющий совет, педагогический совет и т.п.). Сведения о прохождении согласований размещаются на титульном листе. Аналитический отчет заверяется подписью руководителя ОУ и печатью. Аналитический отчет может предоставляться как в бумажном, так и в электронном виде.
III. Критерии соответствия заявленной квалификационной категории
3.1. Все формы аттестационных процедур оцениваются по 100-бальной шкале. 3.2. Нормативные баллы для соответствия заявленной квалификационной категории при оценивании § результатов педагогической деятельности: на первую категорию – 60 баллов, на высшую категорию – 80 баллов; § автоматизированного тестирования по материалам ЕГЭ и предметного тестирования: на высшую категорию – не менее 98 баллов.
IV. Особые формы и процедуры
В случаях, если это предусмотрено соответствующими отраслевыми соглашениями, особые формы и процедуры проведения аттестации применяются для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до истечения срока ее действия, а именно: 4.1. Педагогические работники, имеющие государственные награды в соответствующей области деятельности, решением главной аттестационной комиссии освобождаются от прохождения экспертных процедур при наличии подтверждающих документов (ксерокопии наградных документов, характеристика-рекомендация руководителя с оценкой базовых профессиональных компетенций). 4.2. Педагогические работники, имеющие научные степени, звания в соответствующей области деятельности, решением аттестационной комиссии освобождаются от прохождения экспертных процедур при наличии подтверждающих документов (ксерокопии документов, характеристика-рекомендация руководителя с оценкой базовых профессиональных компетенций). 4.3. При аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию решением главной аттестационной комиссии освобождаются от прохождения экспертных процедур, кроме предоставления аналитического отчёта: § лауреаты профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года»), проводимых на уровне Российской Федерации, а также субъекта РФ за последние 5 лет; § победители конкурсов лучших учителей (преподавателей), воспитателей образовательных учреждений, реализующие основные образовательные программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования), проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние 5 лет; § обладатели поощрительных выплат в сфере образования и науки Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» от 24.12.2008 г. №224-ОЗ), в сфере культуры и искусства Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» от 24.12.2008 г. №236-ОЗ), в сфере физической культуры и спорта Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта Липецкой области» от 27.03.2009 г. №260-ОЗ) за последние 5 лет. 4.4. При аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию решением главной аттестационной комиссии освобождаются от прохождения экспертных процедур при наличии подтверждающих документов (ксерокопии наградных документов, характеристика-рекомендация руководителя с оценкой базовых профессиональных компетенций) § лауреаты профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года»), проводимых на уровне Российской Федерации, а также субъекта РФ за последние 5 лет; § победители конкурсов лучших учителей (преподавателей), воспитателей образовательных учреждений, реализующие основные образовательные программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования), проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние 5 лет; § обладатели поощрительных выплат в сфере образования и науки Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» от 24.12.2008 г. №224-ОЗ), в сфере культуры и искусства Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» от 24.12.2008 г. №236-ОЗ) ), в сфере физической культуры и спорта Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта Липецкой области» от 27.03.2009 г. №260-ОЗ) за последние 5 лет. 4.5. При аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию решением главной аттестационной комиссии освобождаются от прохождения экспертных процедур, кроме предоставления аналитического отчёта: § победители муниципальных профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года») за последние 5 лет; § награжденные отраслевыми наградами за последние 5 лет; § педагогические работники, подготовившие победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет; § педагогические работники, подготовившие победителей и призеров областных этапов олимпиад профессионального мастерства обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования за последние 5 лет.
|